Занятия искусством и культурный досуг могут стать новым рецептом здорового образа жизни. Согласно новому исследованию ученых из Токийского научного института (Япония), регулярное посещение музеев, театров, концертов и кинотеатров напрямую связано с замедлением физиологического старения и улучшением ключевых показателей здоровья у людей старшей возрастной группы.
Результаты работы были опубликованы в научном журнале Journal of Epidemiology and Community Health.
Как проводилось исследование
Ученые проанализировали данные 1899 участников в возрасте от 50 лет и старше, зафиксированные в рамках Английского лонгитюдного исследования старения (ELSA).
Для объективной оценки физиологического (биологического) возраста исследователи измерили 10 ключевых параметров организма:
Артериальное давление (диастолическое и пульсовое);
Показатели дыхательной системы (объем форсированного выдоха);
Анализы крови (уровень гемоглобина, фибриногена, гликированного гемоглобина и ЛПНП-холестерина);
Физическую форму (индекс массы тела, силу хвата и скорость ходьбы).
Параллельно участники заполняли анкеты о частоте посещения культурных мероприятий, где сформировалась шкала активности от 0 до 15 баллов.
Ключевые результаты и выводы
Разница в 3 года: У участников с высоким уровнем культурной активности (посещение мероприятий раз в несколько месяцев и чаще) средний биологический возраст составил 66,9 года. У людей с низкой активностью этот показатель достиг 69,9 года.
Каждый визит имеет значение: Каждый дополнительный балл культурной активности снижал биологический возраст примерно на 31 день, даже с учетом таких факторов, как уровень доходов, занятость и хронические болезни.
Эффект, равный спорту: Авторы исследования отметили, что польза от регулярного погружения в культуру по своей эффективности сопоставима с регулярными физическими нагрузками. Это перекликается с данными журнала Innovation in Aging, где еженедельное творчество замедляло старение на 4%.
Почему искусство продлевает жизнь?
Исследователи полагают, что культурные мероприятия работают комплексно: они снижают уровень стресса, укрепляют социальные связи, стимулируют когнитивные функции и мотивируют поддерживать более активный образ жизни.
При этом сами авторы честно указывают на ограничения работы: выборка из 1899 человек относительно мала, а также существует вероятность «обратной причинности» — люди с изначально более крепким здоровьем просто имеют больше сил и возможностей для посещения выставок и театров.
Ранее "Курсор" писал, какие фрукты замедляют старение после 40.